Исполнитель Робот. Практическая работа по информатике

КуМир - это программа для программистов старших классов, созданная НИИСИ РАН. Это ПО позволяет обучать школьников программированию в общеобразовательных школах и проверять навыки на практических занятиях.

КуМир расшифровывается, как «Комплект Учебных МИРов». Программа создана для обучения основам программирования. КуМир получил широкое применение на уроках информатики для старшеклассников общеобразовательных школ.

Программа состоит из нескольких компонентов. Компонент «Стандарт» создан с обычным набором задач и учебных курсов. Второй «СтандартПро» расширен дополнительными уроками. В КуМире есть курс практических работ для старшеклассников и учителей.

Назначение

Практикумы с уроками по языкам программирования популярно на уроках информатики. Программа по азам программирования оснащена школьным языком алгоритмов. Этот язык является аналогом синтаксиса, который работает в старых языках программирования вроде Pascal или Basic.

Код программы обозначен на кириллице, что даёт простое восприятие информации. Ученики проще понимают логические операции и алгоритмы языка. В КуМире есть алгоритмы для «компиляции» и «интерпретации». Разработчики этой программы называют их «Робот» и «Чертёжник».

Задания программы разделены на теоретическую и практическую часть. В некоторых уроках можно просмотреть ответ в «визуальном виде». Визуальная оболочка позволяет наглядно посмотреть на изменения, которые произошли с кодом программы. Все уроки и практические работы созданы по структуре с отдельными курсами.Выполняя очень крупные работы, программа хранит незаконченные программы в формате KUM. Запуск этих работ в операционной системе Windows недоступен. Используйте специальные программы для компиляции, чтобы запустить созданные проекты в формате KUM.

Создатели программы разделили большой проект на несколько этапов. В КуМир есть функция, которая следит за правильным вводом кода и правильностью значений. Специальный помощник показывает данные логических выражений и информацию, после ввода операций присваивания на отдельной панели.

Обучающая программа доступна для закачки и пользования на бесплатной основе. Количество установок неограниченно. КуМиром можно пользоваться на любом учебном компьютере. Программное обеспечение устанавливается на компьютеры с операционной системой Windows и на UNIX-системы.

Самое важное

  • КуМир подходит для обучения старшеклассников в общеобразовательных школах;
  • своя база синтаксиса, который создан на кириллице;
  • разделение практикумов на собственные курсы;
  • содержит практические работы для учителей;
  • программа работает на бесплатной лицензии GNU 2.0;
  • несложная оболочка с русским языком.

КуМир (К омплект У чебных МИР ов) — это свободно распространяемая кроссплатформенная русскоязычная система программирования, предназначенная для начального обучения основам алгоритмизации. Скачать КуМир 1.9 можно на сайте разработчиков или на официальном сайте проекта .

Достоинства :

  • свободно распространяемая среда (лицензия GPL 2.0);
  • кроссплатформенность (Windows, Linux );
  • поддержка со стороны российских разработчиков (НИИСИ РАН);
  • русскоязычные команды языка программирования;
  • развитые возможности отладки программ;
  • автоматическое выравнивание, показывающее структуру программы;
  • возможность строить заготовки задач с автоматической проверкой;
  • возможность управления исполнителями из программы;
  • возможность подключения новых исполнителей.

Недостатки: :

  • сложно мотивировать учащихся на изучение языка, который нигде не применяется;
  • очень медленная работа интерпретатора (обещают существенно ускорить в версии 2.0, которая сейчас разрабатывается);
  • нельзя менять значения аргументов внутри вспомогательных алгоритмов (например, в реализации алгоритма Евклида как функции приходится заводить две лишние переменные);
  • нельзя вызывать функцию как процедуру, игнорируя ее результат (например, когда результат функции — код возврата и в данном случае он меня не интересует);
  • неудобная и неполная справочная система;
  • нет форматного вывода на консоль и в файл, как в Паскале (типа вывод x:4); это нужно, например, чтобы вывести на экран матрицу ровными столбиками.

Планируется, что КуМир будет одной из систем программирования, разрешенных при проведении компьютерного варианта ЕГЭ по информатике (подробности см. в блоге).

На этой странице представлены методические разработки автора по использованию среды КуМир в 6-8 классах общеобразовательной школы.

Новости теперь и в Telegram-канале

2 апреля 2019 г.
Размещена работа Е.В. Дрожжиной «Алгоритмика на Кумире. Сборник заданий по программированию» (Белгород, 2016).

19 декабря 2017 г.
Добавлен практикум для подготовки к ОГЭ по информатике (задача 20.1 с Роботом).

1 марта 2013 г.
Добавлены материалы к докладу «Практикумы с автоматической проверкой решений в среде КуМир» на V Международном педагогическом марафоне учебных предметов (28 февраля — 1 марта 2013 года, г. Великие Луки).

27 января 2013 г.
Добавлен практикум «Задачи C2» для подготовки к ЕГЭ по информатике.

12 октября 2012 г.
Добавлен доклад «Программирование по-русски» на Седьмой межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды» .

11 апреля 2012 г.
Добавлена контрольная работа по исполнителю Робот (в форме курса).

Лицензионное соглашение

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

ОГЭ по информатике

Практикум для подготовки к ОГЭ по информатике содержит 7 разделов, представляющих разные типы задач:

  1. Закрытый коридор.
  2. Одна стенка.
  3. Один ряд, много стенок.
  4. Два ряда.
  5. Стенки с проходами.
  6. Лестницы.
  7. Разные сложные задачи.

Материалы курса:

Массивы

Практикум по обработке массивов состоит из двух частей. Первая часть («Массивы-1») содержит 6 разделов:

  1. Заполнение массива.
  2. Обработка всех элементов массива.
  3. Минимум и максимум.
  4. Подсчёт элементов массива.
  5. Суммы и произведения элементов.
  6. Поиск в массиве.

Вторая часть («Массивы-2») содержит 6 разделов:

  1. Реверс массива.
  2. Циклический сдвиг элементов.
  3. Отбор элементов массива по условию.
  4. Сортировка методом пузырька.
  5. Сортировка методом выбора.
  6. Двоичный поиск.

Материалы курса:

  • Практикум «Массивы-1»
  • Контрольная работа по первой части курса (тоже в формате курса:-).
  • Учителя могут получить решения электронной почте .

Символьные строки

Практикум по обработке символьных строк содержит 5 разделов:

  1. Работа с отдельными символами.
  2. Замена символов.
  3. Подсчёт символов.
  4. Разбор символьных строк.
  5. Вычисление арифметических выражений.

Материалы курса:

  • Практикум «Строки» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
  • Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .

Функции

Практикум по составлению алгоритмов-функций содержит 6 разделов:

  1. Функции с одним параметром.
  2. Функции с несколькими параметрами.
  3. Обработка символьных строк.
  4. Логические функции.
  5. Обработка массивов.
  6. Рекурсивные функции.

Материалы курса:

  • Практикум «Функции» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
  • Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .

Подготовка к ЕГЭ по информатике

Практикум по решению задач C2 (см. также материалы для подготовки к ЕГЭ) содержит 5 разделов:

  1. Максимумы и минимумы.
  2. Подсчёт и поиск элементов.
  3. Суммы, средние и произведения.
  4. Последовательности.
  5. Матрицы.

Материалы курса:

  • Практикум «Задачи C2» для использования в среде КуМир (версия не ниже 1.8).
  • Учителя могут получить решения всех задач практикума. Для этого нужно связаться с автором по электронной почте .

Водолей

Курс по исполнителю Водолей состоит из 6 уроков:

  • Урок 0. Знакомство с исполнителем Водолей. Управление с помощью пульта.
  • Урок 1. Составление программы для управления Водолеем.
  • Урок 2. Циклы «N раз».
  • Урок 3.
  • Урок 4. Переменные.
  • Урок 5. Ветвления.

Материалы курса:

Робот

Курс по исполнителю Робот состоит из 12 уроков:

  • Урок 1. Знакомство с исполнителем Робот. Линейные алгоритмы.
  • Урок 2. Циклы «N раз».
  • Урок 3. Циклы «N раз» (решение задач).
  • Урок 4. Вложенные циклы.
  • Урок 5. Циклы с условием (циклы «пока»).
  • Урок 6. Ветвления.
  • Урок 7. Сложные условия.
  • Урок 8. Вспомогательные алгоритмы.
  • Урок 9. Переменные.
  • Урок 10. Алгоритмы с результатом (алгоритмы-функции).
  • Урок 11. Циклы с переменной.
  • Урок 12. Алгоритмы с параметрами.

Материалы курса:

  • Презентация

Кумир – это аббревиатура от названия Комплект Учебных Миров, программы, которая создана для обучения программированию. Скачать продукт для Windows 10 лучше для школьников.

Для учеников старших классов относительно недавно было разработано специально программное обеспечение, целью создания которого являлась подготовка ребят в области программирования. Нужно отметить, что это ПО позволяет только постигать азы и имеет такой функционал, который позволил бы ребятам проверять свои навыки и знания. Сегодня КуМир можно скачать и с нашего сайта. При этом сделать это возможно абсолютно бесплатно. Далее пользователю останется только установить это ПО на свой компьютер с Windows 10.

Само название программы его разработчики расшифровывают как Комплект Учебных МИРов. В самом пакете есть несколько компонентов, которые функционируют отдельно и являются весьма практичными приложениями:

  • «Стандарт»;
  • «Про»;
  • «ПО».
Итак, первый комплект в базовом исполнении предназначен для тестирования и решения различных задач. Второй представлен в виде расширенного варианта «Стандарта», к которому добавили дополнительные курсы. А вот для старшеклассников и преподавательского состава была разработана версия «ПО». Все эти версии КуМир можно абсолютно бесплатно скачать с нашего портала для собственной Windows 10.

Создание этого пакета программ чем-то напоминает Delphi 7, но такое мнение не совсем правильное. Просто этот софт используется сегодня на уроках информатики и поддерживает формат старых языков программирования, на которых строится школьное обучение. Здесь используется код в кириллическом отображении, что сказывается на эффективности обучения школьников. В приложении есть собственные интерпретатор и компилятор, названные соответственно – «Чертёжник» и «Робот».

В приложении все уроки разделены на две части – теория и практика. В некоторых из них проведена визуализация, благодаря которой ученики имеют возможность видеть все изменения, что они вносят в программный код.


5 причин использовать КуМир для обучения
Если скачать КуМир для Windows 10 для целей обучения ребёнка азам программирования, то можно получить некоторые преимущества:
  • Это официальное ПО, которое одобрено Министерством Образования;
  • Есть собственный синтаксис кода, что пишется кириллицей;
  • Преподаватели имеют возможность проводить отдельные практикумы;
  • Все курсы чётко структурированы;
  • Интерфейс ПО понятен и удобен.
Если вы хотите научить своего ребенка программированию, то сложно найти инструмент лучше, чем этот. Он вам одновременно заменит и настоящего учителя и площадку для тестов. Только представьте, сколько денег вы можете сэкономить на том, что ребенок будет учиться у утилиты, которая при этом еще и бесплатная, а не ездить к преподавателю за деньги.

Также учтите, что наличие живого преподавателя не является обязательным, но будет желательным, так как вместе получится добиться куда более значимых результатов. Вы удивитесь, но уже через полгода регулярных занятий ребенок сможет создать программу в или Бейсике, и это еще не все! Он сможет быстрей освоить другие языки программирования, в том числе и .

Поэтому вам точно нужно скачать Кумир для Windows 10. С учетом бесплатности дистрибутива и его русификации нет ни одной причины, почему вам не стоит этого сделать прямо сейчас. А если ваше чадо сделает отличный продукт, то вполне вероятно, что со временем он появится даже у нас на сайте.

Программное обеспечение КуМир – это специальная разработка НИИСИ РАН, которое было создано целенаправленно для тех, кто учится в старших классах общеобразовательных школах Российской Федерации. Благодаря данному функционалу, учащиеся постигают азы программирования и проверяют свои собственные навыки на практике.

Если расшифровать название КуМир, то оно будет звучать следующим образом – Комплект Учебных МИРов. В составе программы функционирует несколько раздельных, достаточно практичных компонентов:

  • «Стандарт» — базовый комплект различных задач и учебных тестов;
  • «Про» — расширенный вариант «Стандарта», в котором имеются дополнительные курсы;
  • «ПО» — это компонент для преподавательского состава и старшеклассников.

Кто-то возможно думает, что это по своей сути напоминает , однако данное мнение не совсем верное. Данное программное обеспечение задействуется во время проведения уроков информатики. Благодаря приложению реализуется школьный формат алгоритмического языка, который является аналогом старых вариантов языков программирования. Конструкция данного кода представляется с помощью кириллицы, что способствует эффективному обучению школьников. Они понимают в чём заключается та или иная задача и запоминают процесс работы. Помимо этого, данное приложение – это своего рода интерпретатор и компилятор, у которых имеются свои собственные имена – Чертёжник и Робот.

У каждого задания две части: практическая и теоретическая. Некоторые уроки дополнены визуализацией, что позволяет наглядно увидеть результат внесённого изменения в код. Уроки являются структурированными в отдельные обучающие курсы.

Особенности КуМир

К особенностям можно отнести умение программы при работе с крупными задачами автоматически сохранять промежуточные результат в персонализированном формате KUM. Запустить их в операционной системе Windows 10 нельзя, а вот вернуться к работе чуть позже из окна КуМира получится без проблем.

Благодаря усилиям разработчиков, работа с большими и серьёзными проектами разбивается на различные этапы. Те, кто пользуются языком программирования знают о том, что иногда достигнутый прогресс может быть утерян из-за одного неверного действия.

Также в программе имеется функция, которая постоянно контролирует правильность используемого кода. Специальный помощник берёт на себя функцию вывода значений логических выражений и результатов операций.

Преимущества программы КуМир

  • Официально утверждено Министерством образования для старшеклассников ОШ;
  • Использование собственного синтаксиса кода, который пишется кириллицей;
  • Структуризация всех уроков на отдельные курсы;
  • Возможность проведения преподавательским составом отдельных практикумов;
  • Простой и удобный интерфейс.

Важно заметить, что программа распространяется бесплатно и Вы можете прямо сейчас скачать её на свой персональный компьютер, для освоения базовых знаний, касающихся программирования. Эта программа является рекомендованной даже в некоторых государственных ВУЗах и множестве школ по всей России, что является весомым аргументом ее скачать, ведь лишний раз говорит о ее высоком качестве.

Параллельно существует две версии – 2.1 и 1.9. Отличия в функционале небольшие, но первая подписана официальной цифровой подписью института, который ее разработал, а значит ей можно доверять. Поэтому именно этот дистрибутив представлен на этой странице.

Знакомство с программой Кумир осваение азов программирования.

В ней учащиеся могут получить практические навыки при создании и отладке алгоритма, работая с такими исполнителями, как Робот, Чертёжник, Водолей, Кузнечик,Черепашка.

При изучении одного из наиболее трудных разделов информатики «алгоритмизация и программирование».

Цель разработки :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по информатике.

Тема: «Исполнитель Робот в программе КуМир на уроках информатики »

учитель технологии «Информатика и ИКТ»

Пояснительная записка

Цель разработки : изучить возможности программирования на примере конкретного исполнителя Робот с использованием среды КУМИР; дать практические навыки работы с исполнителем.

Методическая разработка составлена для проведения уроков информатики Практика на компьютере : работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое исполнитель; СКИ Робота, среду исполнителя Робот;
  • что такое алгоритм; в чем состоят основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры
  • алгоритмов; ⇒ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:

Учащиеся должны уметь:

  • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления исполнителя Робот; выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Занятие 1 (2 часа) Урок 1.

Исполнитель Робот. Система команд исполнителя.

План урока.

  1. Описание СКИ исполнителя, среды исполнителя.

2.Разбор типичных алгоритмов Робота.

Ход урока.

Рассмотрим описание исполнителя.

Среда исполнителя : Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки.

СКИ Робота : простые команды: вверх, вниз, влево, вправо, закрасить.

Команды логические: (проверки условия)

сверху свободно снизу свободно

слева свободно справа свободно.

Логические связки: И,НЕ, ИЛИ:

Пример:(Не слева свободно) или (не справа свободно)

Команда ветвления : команда цикла:

Если условие то нц пока условие

Серия команд серия команд

всё кц

(В КИМах 2009 года команды Робота отличались от привычных детям, что приводило к путанице :)

Команда ветвления : команда цикла:

Если условие то нц пока условие делать

Серия команд серия команд

конец конец

Общий вид окна программы Кумир. Графическая среда Робота:

В КИМах демонстрационного варианта 2010 года формат команд изменен на привычный

Порядок создания алгоритма:

1.Командами Инструменты -Редактировать стартовую обстановку нарисовать на поле Робота стены и установить Робота в начальное положение.

2.Командами Робот- Сменить стартовую обстановку сохранить новую обстановку.

3.Командами Вставка- Использовать Робот указать исполнителя.

4.В окне документа записать алгоритм, используя меню Вставка.

5.Командами Выполнение –выполнить непрерывно (или по шагам) запустить алгоритм.

6.Рассмотреть результат выполнения алгоритма и при необходимости произвести его отладку.

Занятие 1 (2 часа) Урок 2.

Практическая работа « Составление линейных алгоритмов».

Задания: 1.Робот в произвольной точке поля. Закрасить клетку сверху, снизу и справа от исходного положения.

  1. Робот в произвольной точке поля. Передвинуть Робот на 4 клетки вправо, закрасив их.
  2. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле квадрат со стороной 4 клетки. Сохраните обстановку как стартовую.
  3. Создайте новую стартовую обстановку, нарисовав на поле коридор с проходами в стенах. Сохраните обстановку как obst2.fil. Смените стартовую обстановку на вновь созданную.

Занятие 2 (2 часа) Урок 1.

Тема : Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Разбор задач КИМов с использованием исполнителя Робот.

использовать Робот

алг ким 2009

нач

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

кон

использовать Робот

алг ким 2010

нач

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

если не снизу свободно

то вправо

все

кон

Пр. раб. №14. Составление и отладка алгоритмов ветвления

Задания. См. Приложение.

Занятие 3. Циклические алгоритмы. Урок 1-2

Цель: раскрыть сущность понятия цикла в алгоритмах, показать формы записи циклов алгоритмах, дать навыки создания и записи циклических алгоритмов.

Пр. раб. №15. Составление и отладка циклических алгоритмов

1.Составьте алгоритм, закрашивающий все внутренние клетки, прилегающие к стене.

использовать Робот

алг

нач

нц пока справа свободно

закрасить; вправо

кц

нц пока снизу свободно

закрасить; вниз

кц

нц пока не снизу свободно

закрасить; влево

кц

кон

2.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки между Роботом и стеной. Расстояние до стены неизвестно.

использовать Робот

алг

нач

нц пока справа свободно

вправо; закрасить

кц

кон

3.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки, находящиеся между двумя стенами.

использовать Робот

алг уч3

нач

нц пока (не сверху свободно) или (не снизу свободно)

вправо

если (не сверху свободно) и (не снизу свободно)

то

закрасить

все

кц

кон

4.Составить алгоритм, закрашивающий все клетки вокруг прямоугольной стены.

алг уч4

нач

закрасить;вверх

нц пока не справа свободно

закрасить;вверх;

кц

закрасить;вправо

нц пока не снизу свободно

закрасить;вправо;

кц

закрасить;вниз

нц пока не слева свободно

закрасить;вниз;

кц

закрасить;влево

нц пока не сверху свободно

закрасить; влево;

кц

кон

использовать Робот

алг уч5

нач

вправо

нц пока не снизу свободно

закрасить; вправо

кц

закрасить; вниз

нц пока слева свободно

закрасить; влево

кц

нц пока не слева свободно

закрасить; вниз

кц

закрасить;влево;закрасить; вверх;

нц пока сверху свободно

закрасить; вверх

кц

нц пока не сверху свободно

закрасить; влево

кц

кон

Занятие 4 Урок 1

Вспомогательные алгоритмы .

Цель: ввести понятие основного и вспомогательного алгоритма; объяснить правила использования вспомогательного алгоритма; разобрать примеры алгоритмов с использованием вспомогательного.

План урока

1.Ввод новых терминов (основного и вспомогательного алгоритма, вызова) и объяснение новых понятий.

2.Разбор примеров решения задач с применением вспомогательного алгоритма.

При решении некоторых задач удобно разбить их на более мелкие подзадачи, каждую из которых можно оформит как самостоятельный алгоритм. В этом случае сначала составляется так называемый основной алгоритм, в котором для решения подзадач используются вызовы вспомогательных алгоритмов, которые дописываются позднее. Такой способ решения называется методом последовательного уточнения. Он позволяет работать над проектом группе программистов, каждый при этом решает свою подзадачу.

В процессе решения задачи каждый вспомогательный алгоритм может при необходимости быть разбит на более мелкие вспомогательные алгоритмы.

Команда выполнения вспомогательного алгоритма называется вызовом и записывается в теле основного алгоритма.

Один и тот же алгоритм может рассматриваться как основной и вспомогательный по отношению к другим алгоритмам. В алгоритмическом языке сначала записывается основной алгоритм, ниже подряд записываются вспомогательные.

Задача1:

Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составить алгоритм, с использованием вспомогательного, рисующий четыре крестика на одной горизонтали. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Решение

Разбор на доске:

Задача2. Робот находится в верхнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает в шахматном порядке квадрат 8 х 8. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Занятие 4 Урок 2

Практическая работа на ПК «Решение задачи с использованием вспомогательных алгоритмов» .

Цель : привить практические навыки построения алгоритмов методом последовательного уточнения.

План урока

1.Задание полностью проходит за ПК. Учащиеся получают задания и выполняют их в программной среде Кумир. Результаты Работы сохраняются в виде файлов для последующей проверки.

Задача1 . Робот находится в нижнем левом углу поля. Стен и закрашенных клеток нет. Составьте алгоритм, который закрашивает 6 вертикальных полос одинаковой длины в 6 клеток. Конечное положение Робота может быть произвольным.

Задача2 .Используя вспомогательные, составьте алгоритм для закрашивания клеток, образующих число 1212.

Домашнее задание : Придумайте алгоритм, рисующий следующее изображение: Для решения задачи примените два вспомогательных алгоритма.

Занятие 5 Урок 1-2

Контрольная работа

«Составление алгоритма в среде исполнителя Робот».

Цель: проверить полученные знания по созданию и умению анализировать алгоритмы в программной среде Кумир.

Задания для контрольной работы делятся по уровням сложности и включает в себя 3 задачи с исполнителем Робот (1 и 2 задача –на ветвление и циклы, 3 задача с- на использование вспомогательного алгоритма.) Тексты заданий приводятся в приложении.

Исходные и конечные обстановки и созданные алгоритмы записываются в виде файла.

Оценка выставляется соответственно уровню сложности задания. Ученик вправе сам выбрать тип задания.

Loading...Loading...